?

Log in

No account? Create an account
Corvus Corax
Летописец XIX Легиона
Мысли на полях 
13-сент-2013 12:00 pm
Крамник
Несколько бесед с людьми, имевшими отношение к руководству советской промышленностью, укрепили в одной давней мысли: производство ТНП в СССР за редкими исключениями было "побочной задачей" машиностроения, оборонки особенно.  Заводы РЭА в кооперации Минсудпрома 70-е годы делали отличную акустическую аппаратуру - усилители, эквалайзеры, колонки и пр, за которыми народ давился в очередях, а бОльшая часть шла на экспорт. Доходы от этого пр-ва шли на формирование ФОТ предприятий, занятых работой по гособоронзаказу.

При этом предложения упорядочить это пр-во, внести его в план, узаконить соответствующие НИР и ОКР, и создать развивающуюся продуктовую линейку - натыкались в ЦК на отбивку - вам на ЗП с премиями хватает? И нефиг тут.

Или другая иллюстрация: зоопарк советской фототехники с несколькими несовместимыми байонетами - пара оригинальных, и репарационные а затем пиратские копии импортных. И пара вялых попыток это стандартизировать в 60-80-е годы, закончившаяся ничем - разнобой даже в рамках одного завода оставался, как на Красногорске в 80-е параллельно делали Зениты с резьбой под М42 и с байонетом К - копией пентакса К. То, что некоторые модели выходили годными, получали призы и активно экспортировались - картины в целом не меняет, единой политики направленной на развитие данного сегмента промышленности не было, каждый завод занимавшийся гражданской фототехникой рассматривал эту линию как "личное подсобное хоз-во" откуда можно иногда добыть кол-во денег, не бегая в министерство. И все.

Примеры такого рода можно дальше множить - от кухонных ножей до кухонных же комбайнов и стиральных машинок и от калькуляторов до ПК.



Очевиднейшее отношение к способу побочного заработка промышленности.
Будь отношение иным - возможно иным было бы положение в промышленности к концу 80-х, и иными - настроения в обществе, которое могло бы не давиться за импортом по ряду направлений.
Comments 
13-сент-2013 08:12 am
бардак и совок были везде, не только в побочных производствах. это было свойство системы в целом.
13-сент-2013 08:20 am
Мне кажется, вы ошибаетесь. Не_ТНП было такое же дерьмо, как и ТНП, зачастую еще хуже, учитывая, что его не нужно было продавать конкретным потребителям. Например, поинтересуйтесь, что такое мини-ЭВМ "Электроника-В" (сложно, теперь уже и следов не найти).
Правда, были еще и очень многочисленный секретные изделия. Подозреваю, что их дерьмовость и была главным секретом. Но зато сколько многозначительных рассказов....
13-сент-2013 08:21 am
Не-ТНП было .... разным. В том числе и вполне приличным. Вертолеты, например :-)
13-сент-2013 08:22 am
О фототехнике.
Тут некоторые малолетки забыли о байонете Н (F)...
Про фэдовскую резьбу говорить не буду, ок =)
13-сент-2013 08:25 am
Все мы помним, а образчик фэдовской резьбы прям щас в ящике стола лежит :-) как раз обозрев запасы старой фототехники и написал.
13-сент-2013 08:29 am
Еще нужно принимать в расчет, что ТНП как "подсобное хозяйство" имело изрядную часть скрытой себестоимости в ТНеНП. Не факт, что более массовое производство не было бы убыточным.
15-сент-2013 10:40 am
Да куда уж более массовое: базовый "Зоркий" и его три модификации выпущены суммарным тиражом в полтора миллиона штук. Модели 5 и 6 - полмиллиона. По объему производства классических дальномерок у СССР (точнее, у КМЗ) мировое первенство. Плюс миллион с лишним "Зенитов" первого семейства (просто "Зенит" и модели С, 3 и 3М). Можно забавы ради сравнить с показателями японцев, немцев, да и американцев за тот же период.
13-сент-2013 08:31 am
Этот порядок был неизбежной при существовавшей в совдепе экономической системе. Полностью плановая экономика в принципе не способна выпускать в адекватном количестве товары народного потребления. Все, что выходило за пределы товаров первой необходимости убивалось "синдромом второго пальто".
А.
13-сент-2013 09:03 am
Почитайте у Абрамова на сайте неплохой анализ "экономики советского фотопрома". Все было гораздо сложнее ваших бытовых представлений
13-сент-2013 08:44 am
Я в оборонном Минрадиопроме зпнимался и стандартизацией оборонной продукции. Это был ужас. Типа байонет для одного потребителя вот такой, а для другого - вот такой. Десятилетиями! Но ракеты мало падали, что удивительно ))
13-сент-2013 08:44 am
Крамник, ты словеса про фотоаппараты лучше потри :) Ибо в небо пальцем попал ты, юный падаван.

Как раз бытовая фототехника для КМЗ была одним из приоритетных направлений вплоть до конца СССР. Это уже в 2000-е руководство завода махнуло рукой и сказало "выгоднее сделать один спутник, чем 100000 фотоаппаратов". Заводы сами никакой инициативы не имели, всё проходило через министерство и под строгим контролем министерства.

Кратко излагая историю -- на красногорском заводе ФЭД/Leica-II с середины 1940-х до начала 1960-х эволюционировал сначала в прекрасный "Зенит", потом в средненький "Зенит-3" и наконец в дешевый, но простой "Зенит-Е". Байонет за то же время прошел дистанцию от "леечной" резьбы М39 до поддерживавшейся ГДР-овской "Практикой" и японским "Пентаксом" резьбы М42.

Потом СовМин, заваленный письмами трудящихся "дайте, дайте нам народный фотоаппарат" постановил закупить для КМЗ и их белорусского подразделения в Вилейке автоматические линии для производства камер. Что привело к бесконечному тиражу клонов Зенита-Е и практическому "закапыванию" НИОКР в отечественном фотопроме. Ситуация получилась как в 1944-м с танком Т-34 и Т-34-85 -- "не смейте ломать конвейер!". В результате зеркальные ф/а строго делились на потребительскую штамповку, шедшую с конвейера (последним были 312 и 412 "зениты") и высокотехнологические кунстштюки, вроде "Зенита-Автомат" с французским процессором.

И когда "Пентакс" предложил байонет К (его неавтоматическая версия -- freeware), его разумеется стали применять на топ-камерах. "Рядовому необученному фотолюбителю" с его Гелиосом-44 и М42 хватало. Массовые зениты с К-байонетом (навроде 212К) были во-первых немассовыми, а во-вторых уже порождением эпохи перемен, когда родилась мысль "давайте улучшим камеру хоть как-нибудь"

В целом, если ты спросишь меня -- точкой невозврата был тот самый Зенит-Е. Точнее, неумно проводившийся НИОКР по Зениту-7. Бедой "леечного" шторного затвора была низкая скорость синхронизации (1/30 сек), что ограничивало кратчайшую выдержку и использование камеры со вспышками. В порыве "догнать и перегнать" на "семерке" решили затянуть затвор аж на 1/125 и в результате без применения спец.стали для пружин и спец.рук для сборки получили эпик фейл.

И при этом у меня на столе лежит простой и надежный как топор Canon FP, с синхронизацией на 1/60 и несложным замедлителем, обеспечивающим диапазон выдержек от 1 сек до 1/1000. Вот если бы смогли такой затвор поставить на конвеер, не было бы пропасти между "камерами для масс" и "элитой". И может быть СССР бы не распался
13-сент-2013 08:49 am
Но не Зенитом же единым :-) Параллельно еще и "Арсенал" существовал, который 35 мм зеркалку гнал параллельно с собственным байонетом и копией никоновского.

Edited at 2013-09-13 08:49 (UTC)
13-сент-2013 10:10 am
Скажем просто, с джинсами должен был бороться не сотрудник кейджиби, рыщущий, кто их ввез и кому нетрудовым образом продал, а образная швея из иваново, которой нашить этих джинсов, так чтоб заткнуть все потуги левого импорта, как раз плюнуть. Тем более штаныто хорошие. И т.д. и т.п.
15-сент-2013 03:45 pm
нифига не помогало. Болотнинские джинсы были вполне симпатичные, очень качественные и ноские. Но не котировались.
13-сент-2013 10:13 am
а вывесил бы фотку бычков в томате,все б забили на текст и ринулись обсуждать пищпром и очереди
13-сент-2013 10:24 am - http://www.shabad.ru/aml/Stalker.htm
Анатолий Лихницкий

У истоков отечественного Hi-Fi (история 2)
В сторону «СТАЛКЕРА»

Как только вышел предыдущий номер ”АМ”, по Петербургу поползли слухи: 1. Лихницкому удалось сделать „Бриг" прежде всего из-за своей некомпетентности, он просто не знал, что в наших условиях подобная „Бригу" техника в принципе непригодна для серийного производства;2. Лихницкий не сам придумал „Бриг”, а украл схему усилителя „Маранц”; 3. Лихницкий не участвовал в разработке „Брига”, а был учителем создавшего его трудового коллектива, то есть „стоял у истоков”. Слухи распространялись свидетелями, очевидцами и сторонними наблюдателями. Читателю самому придется решать, какая из этих версий правильная.

Мой старый усилитель звучал ярко, открыто и энергично. „Бриг” же явно проигрывал ему. Я лихорадочно искал объяснение случившемуся, но не находил. Прослушивание у М. Юдковского поразило меня, как молния. Стройные концепции связи объективных параметров и качества звучания рухнули в один миг, и червь сомнения снова ожил во мне - как оказалось, надолго.
Слава „Брига” тем не менее, росла. В первый день его продажи в Гостином дворе с утра выстроилась очередь из уважаемых в городе людей. К обеду в ней началось волнение: выяснилось, что „Бриги” „ушли” с завода утром и до сих пор еще не прибыли. Порядок в очереди устанавливал лично В. Зуев. Позже узнали и причину задержки: шофер, который вез с завода „Бриги”, по дороге часика на три заехал к своей хорошей знакомой...
Космонавты, чиновники самого высокого ранга, в том числе из ЦК КПСС, обращались тогда с просьбой „устроить” им „Бриг”. Выпрашивали „Бриги” и некоторые руководители отраслевого главного управлен[1], хотя в период создания усилителя душили его как могли.
Захотел иметь „Бриг” уже известный читателю Л. Горшков. Операция по установке усилителя в его кабинет была поручена мне. Все происходило почти как в повести Гоголя „Ночь перед Рождеством”: черная „спецволга” ждала меня у Минсудпрома. Когда я устроился в ней с тщательно проверенным и аккуратно упакованным „Бригом”, машина рванула и на страшной скорости вылетела на Калининский проспект. Мы мчались прямо по разделительной полосе. Издали замечавшие нас работники ГАИ открывали зеленый свет и, стоя навытяжку, отдавали честь. Не успел я опомниться, как мы влетели в Кремль и остановились у здания Верховного Совета. Поднимаясь вместе с сопровождающим в просторном лифте (кстати, царских времен), я с любопытством разглядывал окружавших меня дам неопределенного возраста в седых париках, с отпечатком революционного прошлого и коммунистического настоящего на лицах. Горшкова на месте не оказалось, и его любезные секретарши посоветовали мне сходить пока в столовую.

http://www.shabad.ru/aml/Stalker.htm
13-сент-2013 03:27 pm - Re: http://www.shabad.ru/aml/Stalker.htm
> Мой старый усилитель звучал ярко, открыто и энергично. „Бриг” же явно проигрывал ему. Я лихорадочно искал объяснение случившемуся, но не находил.

Сразу лезет в голову "теплый ламповый звук" и "сам себя не похвалишь - никто не похвалит".
13-сент-2013 11:41 am
Ну собственно, всё правильно и логично.
Мирная жизнь есть побочная задача военного хозяйства, так и гражданское производство есть побочное явление военной промышленности. В самом деле, не фотоаппаратами же и не аудиоустройствами гражданского назначения обеспечивается военный потенциал?
13-сент-2013 01:37 pm
>При этом предложения упорядочить это пр-во, внести его в план, узаконить соответствующие НИР и ОКР, и создать развивающуюся продуктовую линейку - натыкались в ЦК на отбивку - вам на ЗП с премиями хватает? И нефиг тут.


Это, извините, в какие годы? Просто я читал переписку МАП с Госпланом 50-х - это постоянный стон в стиле "да не можем мы вам делать сеялки-веялки и телевизоры с патефонами! У нас задание на реактивные истребители и вертолёты, отстаньте!!!"
13-сент-2013 01:58 pm
70-е - начало 80-х. Но моим собеседником по теме электроники был зам нач Минсудпрома Воронин, отвечавший как раз за пр-во гидроакустики и прочей электроники. Возможно, в МАП 50-х ситуация была иной.

Edited at 2013-09-13 14:00 (UTC)
13-сент-2013 05:43 pm
Банальность, но - "история не терпит сослагательного наклонения"
15-сент-2013 03:34 pm
зато история требует анализа. Чтобы на старые грабли не наступать.
13-сент-2013 05:50 pm
Илья, и правы, и не совсем правы одновременно - картина мира была более сложной, чем это можно увидеть из Вашего поста, и в разное время она была разной.
А "Зенит-11" с точки зрения надежности - дубовейший, все походы с ним прошел. Только сразу заменил "Гелиос" на "Индустар-61", потому что тот с лантановыми стеклами и "рисует" намного лучше - и горы отлично, и страницы отчетов и фото с 30 см только так брал. Как Вы сами хорошо знаете, ксероксы были тогда недоступны, и все переснимали на "Микрат" и А2.)
Про странные ведомственные "чудеса" писал Вам в прошлом ЖЖ и могу повторить, если Вы не против. МАП и МЭТП СССР. Первые делали двигатель постоянного тока МУ-431, 24 В, 400 Вт, размером с литровую банку, а момент с редуктором такой, что можно было средний джип вытащить. 120 Вт двигатель МЭТП на то же напряжение мы еле-еле поднимали вдвоем с механиком. При этом МУ-431 не фигурировал ни в каких каталогах МЭТП и "Информэлектро" и официально достать его было невозможно, не писать же было телегу тов. Антонову. Литр спирта слесарям МАИ - и пожалуйста.) Вот так с его помощью и мотали все обмотки сверхпроводящих электрических машин, и в Курчатнике свои соленоиды мотали двигателями из того же семейства, добывавшимися тем же способом. Неужели тт. Антонов и Силаев не могли договориться - сколько бы стали и меди можно было бы сэкономить?:)
15-сент-2013 09:53 am
Надежность да, к сожалению в конце 80-х Зенит ей похвастаться уже не мог :-(
13-сент-2013 09:35 pm
да да, усилители амфитон, акустика радиотехника.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded ноя 19 2019, 2:17 pm GMT.