?

Log in

No account? Create an account
Corvus Corax
Летописец XIX Легиона
Его Величества корабль "Азенкур". Ее Величества корабль "Азенкур". 
13-дек-2014 06:37 pm
Ту-16
Есть ощущение, что с 1860 по 1922 год наименование HMS Agincourt было специально зарезервировано адмиралтейством для наиболее нестандартных конструкций. В данный период это имя носили два корабля.

Наиболее известен, конечно же, последний дредноут - Его Величества Корабль "По-башне-на-каждый-день-недели" "Эджинкорт".




Известен, собственно, семибашенностью - 7х2х305. Такая схема родилась из желания заказчика, а им был бразильский флот, обеспечить превосходство над свежезаказанными аргентинскими дредноутами "Ривадавия" и "Морено", каждый из которых был вооружен 12 орудиями 305 мм. Тратиться же на супердредноут с 343 или 356-миллиметровой артиллерией доны не желали, что и стало причиной появления на свет такого проекта. Корабль был заказан Армстронгу, строился на верфи в Ньюкасле.

Впрочем, вскоре после заказа, бразильцы, попав на фоне европейской депрессии в экономический кризис - в Европе резко упал спрос и цена на кофе - сыграли в любимую латиноамериканскую игру "купи корабль-продай корабль", и спекульнули своим новым приобретением в пользу турок, которым потребовались тяжелые корабли для борьбы с русским Черноморским флотом, для которого в 1910 году были заказаны, а в октябре 1911 заложены в Николаеве три новых линкора. Турки переименовали еще недостроенный дредноут в "Султан Осман-и-эввель", но получить его так и не успели.





"Султан Осман-и-эввель", будущий "Эджинкорт", в достройке.

Параллельно с "Османом" для турок строился еще один линкор - "Решадие", заказанный Виккерсу.

Строительство этих кораблей для Турции было, по сути, национальным проектом - часть финансирования собиралась по публичной подписке, а когда бюджетное финансирование в силу все того же кризиса было заморожено, на строительство пошли отчисления с бизнеса - от рынок, лавок и кофеен - до школ и книжных магазинов. Наиболее щедрые жертвователи награждались учрежденной по такому случаю медалью.

Оба дредноута были конфискованы англичанами 2 августа 1914 года, что вызвало в Турции волну негодования, которая, в сочетании с неожиданным немецким подарком в виде пришедшего в Константинополь линейного крейсера "Гебен", в немалой степени подтолкнула Турцию к вступлению в войну. "Эджинкорт" вошел в состав 4й эскадры линейных кораблей Гранд-флита, в Ютланде дрался в составе 6й дивизии 1й эскадры, и получил прозвища - одно из которых мы уже видели выше, и "Gin palace", основанное на игре слов от имени Agincourt - A Gin Court.

Дальнейшая судьба корабля, вскоре после войны списанного и в 1921 году сданного на металл, нас не особо интересует, поэтому перейдем ко второму паровому носителю данного имени.

Ее Величества корабль "Эджинкорт", броненосный фрегат типа "Минотор", семи башен не имел - орудийные башни в то время были смелой новацией, только-только начинавшей свой путь.

Зато он имел, как и его систершипы - собственно "Минотор" и "Нортумберленд" - пять мачт. Это единственная в истории броненосного флота серия боевых кораблей с подобным рангоутом.



Пять мачт "Эджинкорта" и его систершипов неизменно поражают воображение, но, к сожалению, до нас не дошли фотографии этих кораблей под всеми парусами. Известно, впрочем, что хорошими качествами как парусники они не блистали - неубирающийся гребной винт увеличивал сопротивление, и так немалое для кораблей почти в 11 тысяч тонн водоизмещения, и скорость под парусами не превышала 9,5 узлов. Зато под парами они делали 14, что для броненосцев было очень неплохо вплоть до конца 1880-х годов. Плохую поначалу маневренность тоже удалось улучшить после установки паровой рулевой машинки.



Большую часть карьеры "Эджинкорт", спущенный на воду в 1865 году и вошедший в строй в 1868, провел в составе флота Канала, причем в качестве второго флагмана. Первоначально он был вооружен 50 нарезными казнозарядными 110-фунтовками Армстронга, на тот момент - весьма продвинутыми орудиями калибра 178 мм. Однако эти пушки были не слишком надежны, регулярно взрываясь при выстреле, и уже к моменту ввода "Эджинкорта" в строй их начали менять на так же нарезные, но дульнозарядные орудия, более простые и надежные. К моменту главного похода в своей карьере "Эджинкорт" нес четыре таких орудия калибром 229 мм и 20 - 178 мм.

"Главный поход" состоялся в феврале 1878 года, когда в составе эскадры особого назначения, выделенной из главных сил Средиземноморского флота, "Эджинкорт" вошел в Дарданеллы. Целью было продемонстрировать готовность Британии вновь начать войну с Россией в случае, если русские войска все-таки войдут в Константиннополь. К сожалению, Россия в 1871 году отказавшаяся от исполнения положений парижского договора 1856 года, запрещавших ей иметь флот на Черном море, не успела за прошедшие с момента отказа семь лет подкрепить его материально: силы, способные дать бой королевскому флоту, на Черном море отсутствовали. Рисковать второй Крымской войной и брать Константинополь наши не стали. Вскоре после окончания русско-турецкой войны "Эджинкорт" возвращается в Английский канал, где и остается вторым флагманом флота до 1887 года. В 1893 корабль перевооружают, от пяти мачт остается три, и еще 12 лет он служит в Портленде как учебный с именем "Боскэйвен III". В 1905 корабль еще раз переименовывают в "Ганг II" - эти имена присваивались в рамках сложной системы обозначения службы вспомогательных судов и гаваней королевского флота, и переводят в Харвич. Последним пристанищем бывшего Ее Величества Корабля "Эджинкорт" стал Ширнесс, куда он попал в 1909 уже в качестве несамоходной угольной баржи C.109.



Там он после пяти десятилетий безвестности и был обнаружен автором известной книги "Британские линкоры - 1860-1950" Оскаром Парксом. Родившийся в 1885 году, когда "Эджинкорт" постепенно шел к завершению своей карьеры как боевого корабля, в 1955 70-летний доктор Паркс увидел перед собой "мрачный, заржавленный и обветшавший остов некогда гордого корабля, в дни своей славы служившего флагманом пятнадцати адмиралов". В октябре 1960 года корпус бывшего броненосного фрегата был разрезан на металл - 99 лет спустя с момента закладки, и 39 - с момента разделки линейного корабля "Эджинкорт".
This page was loaded ноя 12 2019, 10:39 pm GMT.